tajno: (Default)
[personal profile] tajno

“All animals are equal, but some are more equal than others“
George Orwell, „Animal Farm

Вообще-то у этой цитаты не очень хороший подтекст, точнее, очень нехороший, но я все-таки привела ее, потому что она была озвучена на лекции, по мотивам которой я пишу этот пост.

То, что все люди равны, известно ещё со времен Французской революции. Однако справедливо это утверждение скорее в такой интерпретации: «все люди должны от рождения иметь равные права и возможности». Потому что тот упрямый факт, что сами по себе люди слишком разные, чтобы быть равными, проявлял и проявляет себя постоянно, при любом политическом строе, во всех культурах и в каждом обществе.  Только критерии того неравенства, о котором идет речь, лежат вне политики или социологии, это тонкие сферы, воспринимаемые скорее интуитивно, и оттого сложно переводимые в слова.  

Уж как только не классифицировали и не группировали людей разные науки, особенно психология. Это, естественно, не отменяет главного – того, что каждая личность уникальна и неповторима. И все же позволю себе предложить ещё одну типологию, ни к каким наукам отношения не имеющую и на серьезное к себе отношение не претендующую.

 

Как в экономике мы все время выкладываем всякие факторы на две оси, так и я мысленно представила себе на одной оси – степень личностного развития, а на другой – самомнение. Степень личностного развития я понимаю широко: это может быть образование, воспитание, культурный уровень, ум, талант, душевные качества. А самомнение, наоборот, довольно узко – это, в отличие от здоровой самооценки и уверенности в себе, именно стремление ставить себя выше других. Хотя обозначений тому немало: высокомерие, заносчивость, снобизм, тщеславие и т.д.

Так вот, осталось поделить плоскость координат на четыре поля. Получится следующее: есть, скажем так, «обычные» люди, не блещущие особыми достижениями в плане личностного развития, но и не имеющие на этот счет никаких заблуждений (почему-то вспомнилось: «а мы, ничем мы не блестим, хоть Вам и рады простодушно»). Есть люди, тоже не сильно продвинувшиеся в своем духовном развитии, но зато очень далеко продвинувшиеся по оси самомнения – примеры таковых несложно найти на российской поп-сцене (впрочем, на всех остальных сценах, да и в жизни, тоже). Интереснее третий случай – когда талант или ум налицо, но самомнение при этом тоже не отстает. И тогда оно в моих глазах как бы немного «компенсирует» заслуги, то есть опускает человека обратно на общий со всеми уровень, и позволяет снисходительно думать «ну да, поет/рисует/говорит/пишет/играет и т.д. талантливо, но как человек – с теми же слабостями и страстями». Примеров мне приходит на ум множество, но оставлю их при себе, думаю, вы знаете не меньше.

А вот ради четвертого случая я, собственно, и завела шарманку. В самом высшем своем  проявлении это святые – люди, несущие в себе свет, все силы и саму жизнь свою положившие ради других, о себе забывавшие, растворившиеся в любви к людям. В более «земном» проявлении – некоторые люди среди знаменитостей – Мстислав Ростропович, мать Тереза, Чарли Чаплин. Это – гении, напрямую транслировавшие в этот мир Божественное, отдавшие себя на служение своей Музе, простые и скромные, и оттого ещё более великие.

И кажется мне, что есть такие люди и «в толпе», среди нас, может быть, не гении, но талантливые в том, что нашли себя в любимом деле и посвящают себя ему, не ради признания, а ради того, что это поглощает их мысли, занимает их душу и сердце, делает счастливыми. Характерная особенность, отличающая таких людей – их достоинства другие открывают для себя сами и осознают это постепенно, в процессе общения.

Мне посчастливилось встречать таких людей довольно часто на моем пути. Вот и сейчас просто так и хочется рассказать об одном нашем профессоре. Я иногда вижу его по пути в университет в автобусе или в поезде - невысокого роста, с рюкзаком за плечами, он ничем не выделяется из толпы, и даже тот факт, что он – обладатель докторской степени и декан нашего факультета, тоже ещё ни о чем не говорит. А говорят за него его глаза, светящиеся умом; говорят его лекции, дающие ощущение, что ты учишься не только конкретной науке, но самой жизни; говорит отношение к студентам, благодаря которому все чувствуют себя после лекции как-то умнее и лучше. О многом говорит его готовность отвечать на вопросы и стремление объяснить как можно понятнее, без малейшей тени выражения «какие же вы тупые» на лице, чувство юмора, тактичность в отношении студентов других национальностей, но при этом – честность и искренность в суждениях, независимость оценок, прямота высказываний и открытый взгляд на мир. И все это складывается не из попыток как-то себя преподнести, что-то о себе доказать или, наоборот, «построить» других, а очень незаметно, исподволь, через удовольствие следовать за ним в увлекательные мысленные «путешествия», думать вместе и самой потом делать выводы.

Я не знаю, насколько это «четвертое» сочетание можно привить или воспитать. Талант, скорее всего, от рождения. А вот развитие личности и параллельное предотвращение понтов, наверное, в компетенции родителей и воспитателей. Нельзя сказать, чтобы это было правилом для аристократии прежнего мира, но все же именно в этой прослойке чаще других встречался принцип, выраженный в словах З. Юсуповой к своим сыновьям: «Чем больше дано вам, тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чём выше других, упаси вас Бог показать им это».

 

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:52 am (UTC)
From: [identity profile] phil-pokrovsky.livejournal.com
Тут есть одно но.
Что важно? реальное мироощущение человека или как он себя подаёт?

Вот это: «Чем больше дано вам, тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чём выше других, упаси вас Бог показать им это», на мой взгляд, касается больше высокой самодрессировки, нежели реального ощущения себя и своего "уровня".
Про Чаплина, мать Терезу и Ростроповича ничего не могу сказать - не настолько сведущ; но (возможно, несколько предвзято) не верю ни одному из этих случаев.
Насчёт профессора - здорово.

Я в жизни, вероятно, не встречал ни одного человека, который был бы (в хорошем смысле) "глупее" собственного уровня развития.

(no subject)

Date: 2011-01-14 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] tajno.livejournal.com
Да, может быть, Юсуповская цитата тут несколько притянута за уши, тем более что в их случае опасность снобизма больше исходила из богатства и положения в обществе, нежели от личностных качеств. Но все равно, мне кажется, даже если это дрессировка - все равно это лучше, чем то, что может развиться без нее.

И - реальное мироощущение, конечно, важнее, оно первично. Но если у человека реальное мироощущение - что он лучше всех других, тот тут уже никакая дрессировка не поможет, все равно это наружу вылезет.

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] phil-pokrovsky.livejournal.com
Это, вне всякого сомнения, гораздо лучше. Но это тогда ещё одна ось координат.

Про "всех" не берём. Лучше людей какого-то круга, скажем.
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2011-01-14 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] tajno.livejournal.com
Да, бывает же иногда, что человек по молодости кипит энергией и горит страстями, тем более что честолюбие часто даже полезным оказывается для развития, а к старости с опытом жизни и мудрость приходит, и спокойное отношение как к себе, так и к другим.

И - о да, первый вариант таит в себе множество сюрпризов, нужно только уметь увидеть.

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] phil-pokrovsky.livejournal.com
Оп-па, извините, что вмешиваюсь. Святость как наследственное явление? :)

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] tajno.livejournal.com
Почему наследственное? Наоборот, обсуждается приобретенное "в ходе жизни".

Не совсем :)

Date: 2011-01-14 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] phil-pokrovsky.livejournal.com
"НЕ ТОЛЬКО от рождения, НО И в ходе жизни"

Re: Не совсем :)

Date: 2011-01-14 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] tajno.livejournal.com
Да, то есть дар изначально все-таки должен быть. Зерно какое-то, при благоприятных условиях способное прорасти. Хотя если дальше углубляться - может, оно во всех есть изначально? "По образу и подобию"?

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] phil-pokrovsky.livejournal.com
Если говорить о святости - так и я о том же. Иначе мы уйдём в детерминизм - что кто-то от рождения уже хороший, а кто-то может им стать. Для меня лично - это жутко.

Дар может быть изначально в качестве любых способностей, с этим я согласен полностью.

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] tajno.livejournal.com
Ну и слава Богу. А то у меня уже крыша зашуршала от напряжения обо всем этом думать. Пойду лучше что-нибудь приготовлю ))

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] phil-pokrovsky.livejournal.com
Двавай! Приятного аппетита :)

Я через полтора часа встречаюсь с Максимом-Андреем-Колей - от тебя приветь передать? :)

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] tajno.livejournal.com
А КАК ЖЕ! Всей великолепной четверке ))

P.S.: А что, Максим в Москве?

(no subject)

Date: 2011-01-14 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] phil-pokrovsky.livejournal.com
Хорошо :)

Ага, где-то с 30-го декабря.

(no subject)

Date: 2011-01-14 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] a-elit-a.livejournal.com
Интересные рассуждения. Я тоже не люблю заносчивых людей с завышенной самооценкой, но излишняя скромность - это, по-моему, уже комплексы. Всё хорошо в меру ;)
Page generated Jul. 16th, 2025 05:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios