Nov. 19th, 2011

tajno: (Default)
В какой уже раз испытала детское чувство восторга при взлете самолета. Теперь смотрю на красивый красный закат, за которым мы летим. Душа плачет и поет одновременно. Плачет по оставленной родине, родным, друзьям, всему любимому и дорогому там, под плотно сомкнувшимися облаками. Поет, радуясь предстоящей встрече с любимым мужем, надеждам и планам на будущее, своей самостоятельности, своему новому дому, своей новой жизни.

Вспоминаю, как дедушка сказал мне – у тебя вся жизнь впереди. И я, успев уже попасть в ловушку разнообразных сожалений и возрастных страхов, вдруг посмотрела на себя с 90-летней перспективы и поняла, что действительно, если не все, то так много впереди. Вообще, эти возрастные отметки – маячки совершенно разных измерений. Вот родился племянник, мне доверили держать его на руках во время поездки домой из роддома. Я смотрела на него, и на глаза наворачивались слезы умиления при мысли о том, что это у человека первая поездка на машине, впереди – первое купание, первый шаг, первое слово, первая любовь - все, все, все впереди. А потом мы ездили к дедушке, у него на стенах – галереи семейных портретов начиная с 1909 года. Эти люди жили в другой реальности, но их чувства и переживания были очень похожи на наши, а мои маленькие племянники, если им повезет, как дедушке, доживут до 2100 года, и там уже тоже будет другая реальность, но все те же чувства и потребности.

Часы полета в небе над Польшей для меня – какое-то сакральное время. Там Россия и Германия как будто соединяются в одно пространство, сливаясь в одно целое – в любимую планету. Мне, слава Богу, не пришлось испытать чувства ребенка разведенных родителей, но у меня возникают похожие ассоциации от разделенности стран, от взаимных предрассудков, недоверия, враждебности. А когда знаешь и любишь конкретных людей и здесь, и там, хочется их связать невидимыми ниточками, хочется сделать так, чтобы и они узнали и полюбили друг друга. Это как, бывало, идем с собакой встречать другого члена семьи из магазина, и собака, завидев родного, начинает бегать между ним и тобой, словно сшивая обоих стежками. Моя немецкая свекровь так поразила моего русского свояка своей теплотой и сердечностью, что он, с его слов, изменил свое представление о немцах в лучшую сторону. Для меня это вот прямо такое маленькое счастье.

Опять вспоминается дедушка, и сердце сжимается от того, какие ассоциации с немцами выпали на его долю. Я не думаю, что он хранит на них зло, в его душе, по-моему, нет места ненависти. Но всё же я так и не решилась прямо спросить его, как он относится к тому, что я переехала жить в Германию. Но учитывая, что он как-то сказал, что хочет подарить нам с Юргеном мотокультиватор «Крот», думаю, что относится нормально.

Эта моя поездка в Москву была словно бы посвящена детской теме. Племянники, детки подруг, игры, разговоры про детей – просто подготовительный курс для будущей мамы. Надеюсь, что это будущее не слишком отдаленное, хотя признаться честно, что-то страшновато стало. В умных книжках по психологии разоблачают неправильные приемы воздействия на детей – всякие угрозы, мелкий шантаж, обманы и манипуляции. А как ещё предотвращать, например, травмы и увечья, и вообще, сохранять хоть какой-то контроль над ситуацией в этом хаосе, когда по-хорошему никто не слушается, а орать и уж тем более применять физическое насилие – это вообще никуда не годится. В недоумении я осталась, в общем. И ещё – как выживать с детьми, когда бабушки-дедушки далеко? Загадка…
Page generated Jul. 15th, 2025 12:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios